Защита прав потребителей

Памятка по защите прав потребителей

Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с приобретением некачественного  товара. К подобным ситуациям люди не всегда готовы, и разочарованные потребители вынуждены добиваться восстановления своих прав.

Что должен знать каждый потребитель:

Защита прав потребителей

 

Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» предусматривает следующие способы восстановления прав потребителей в случае продажи им товара ненадлежащего качества:

  • замена недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
  • соразмерное уменьшение покупной цены товара;
  • незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара;
  • возмещение расходов по устранению недостатков товара;
  • возврат уплаченной за товар денежной суммы.

Потребитель по своему усмотрению выбирает, какое требование им будет предъявлено для восстановления своего права, и к кому потребитель будет предъявлять это требование.

Свои требования покупатель может предъявить продавцу товара, изготовителю, поставщику либо представителю.

Обращение к изготовителю, поставщику либо представителю имеет некоторые особенности:

К изготовителю, поставщику либо представителю потребитель не может предъявить требование об уменьшении покупной цены товара.

Кроме того, к поставщику либо представителю покупатель имеет возможность обратиться только в следующих случаях:

  • экономическая  несостоятельность (банкротство) продавца (изготовителя),
  • приостановление или прекращение деятельности продавца (изготовителя),
  • отсутствие у потребителя достоверных сведений о продавце (изготовителе),
  • место нахождения или место жительства изготовителя находится за пределами Республики Беларусь.

Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Если Вы не сохранили чек, закон допускает использование любых доказательств, подтверждающих приобретение товара у конкретного продавца, в том числе свидетельских показаний, предъявление элементов упаковки товара и т.д.

 При возврате товара, покупатель может возвратить товар ненадлежащего качества без потребительской тары (упаковки).

Продавец (изготовитель, поставщик, представитель) не имеет права отказаться принять товар в связи с тем, что покупатель не сохранил упаковку или нарушил её.

 При возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

При удовлетворении требования покупателя о возврате за товар денежной суммы Законом запрещено уменьшать сумму, за которую был приобретен товар.

При возврате товара продавец (изготовитель, поставщик, представитель)  может провести проверку качества товара.

Проверка качества товара не является экспертизой. Покупатель имеет право присутствовать при проведении проверки качества, и должен быть уведомлен о времени и месте ее проведения.

Если между покупателем и продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) возник спор о наличии и причинах возникновения недостатков товара, то последний обязан провести экспертизу товара. Стоимость экспертизы обязан оплатить продавец (изготовитель, поставщик, представитель).  Однако если результаты экспертизы будут в пользу продавца, потребитель будет должен возместить расходы по ее проведению.